Жаппай сатылым
Творчество дизайнерского дуэта Кампана (Fernando & Humberto Campana) пронизано культурой бразильского карнавала. Работа Фернандо и Умберто - это отход от повседневных сценариев, вместо этого они предлагают смелые и неожиданные комбинации с использованием материалов, которые можно назвать вторсырьём (резиновые шланги, папиросная бумага, плетёная верёвка или мягкая игрушка). Процесс включения скромных материалов в карнавал жизни братья описывают как «тест на жизнь».
Братья родились в маленьком бразильском городке, оба учились на курсах промышленного дизайна при музее скульптуры Сан-Паулу. Первая выставка дуэта под названием “The Inconsolable” («Безутешный») прошла в Бразилии в 1989 году. Выставка представляла собой скорее провокационный политический манифест, чем презентацию работ в области дизайна. В середине 90-х годов их работы заметили в Европе. Поворотным моментом своей карьеры братья считают выставку «Проект 66» в нью-йоркском Музее современного искусства. С тех пор они участвуют в выставках по всему миру и создают мебель, светильники и аксессуары для знаменитых производителей дизайнерской продукции. Но главной для них остается молодая итальянская компания Edra, которая, в свою очередь, отвечает братьям Кампана взаимностью. В основе такого успешного сотрудничества лежит общность принципов в подходе к дизайну, когда на первый план выходит идея, концепция, а воплощение этих идей в предметы мебели отходит на второй план.
Дизайн Кампана узнаваем благодаря тем материалам, которые они используют для создания своей необычной мебели: в основном это дешевые, уже готовые материалы, такие как веревка, картон, бывший в употреблении текстиль, отходы производств из дерева. Эти материалы совмещаются с передовыми технологиями в области конструирования. Или же за основу берутся высокотехнологичные материалы, но для создания предмета применяется архаичный метод (плетение, например). По сути, они оказались способны увидеть в вещи, брошенной цивилизацией на обочину, её скрытый потенциал и дать ей новую жизнь в новой форме. Это трансформация бедного в пафосное, которая вливает энергию в современный дизайн, создавая альтернативу идеалам доминирующего рационалистического европейского дизайна. Результатом таких экспериментов является радикально новая и непредсказуемая по дизайну мебель, форма и функция которой продиктована материалом.
Братьев вдохновляет сам процесс превращения старых предметов в совершенно новые объекты, несущих новую функцию и имеющие новые формы. Поэтому Фернандо и Умберто постоянно разыскивают подходящие для их экспериментов промышленные материалы, использование которых приведет в дальнейшем к созданию оригинальных предметов мебели.
Проект TransPlastic - это изделия ручной работы из натурального бразильского волокна apuí. Добыча этой лианы полезна для лесов, поскольку apuí опутывает и уничтожает деревья, паразитируя на них. Фернандо и Умберто Кампана сохранили характер растения в своих работах: оно как бы прорастает и обвивает пластик.
Сочетая в себе внешний вид handmade-продукта, дешевые материалы и высокие технологии, работы братьев Кампана вносят в дизайн индустрию элементы несерьезности, иронии и бразильской эмоциональности. Смелостью идей, оригинальностью исполнения их работы способствуют привлечению внимания к бразильскому дизайну в целом. А это для Ферннандо и Умберто является главным, ведь свое вдохновение они черпают из жизни и культуры своей «бедной, но прекрасной страны».
Прямая речь:
"Наши проекты родились на улице из городского китча, из популярных кварталов и контакта с природой. Всякий раз, когда у нас есть возможность, мы возвращаемся на свою ферму. Природа возрождает наши идеи. Наша работа является органическим процессом, в котором одна идея является продолжением другой и наоборот.
Мы всегда пытались найти свой собственный путь реализации идей. Всякий раз, когда мы не могли найти конкретные материалы, мы выбирали похожие, которые были нам по карману. Можно сказать, что первым приходит материал. Мы внимательно изучаем его формы, свойства, функции, эргономичность и пределы его возможностей. Улицы Сан-Пауло являются своего рода лабораторией для наших замыслов. Всякий раз, когда нам нужно вдохновение, мы полагаемся на хаос и красоту города. Хорошим примером этого подхода является идея стула Vermelha. Мы купили на улице большой пучок верёвки и принесли его в студию. Положили его на стол и стали смотреть на этот деконструктивистский хаос. В этот момент мы почти одновременно решили: «Мы сделаем из этого стул. Это образ Бразилии в её прекрасном хаосе и деконструкции». Для воплощения этой деконструкции в кресло мы тщательно изучали устройство плетения канатов.
Мы делаем акцент на побочных продуктах производства промышленных материалов, которые были забыты потребителем, а затем адаптированы для наших проектов. Это тонкий и опасный метод, который может трансформировать продукт в китч или фолк. Он должен быть сбалансирован, чтобы избежать всех ловушек и просчетов. Нашу работу отличает нехватка технологических ресурсов, но это также и наше достояние. Бразилия – наш великий источник вдохновения. Всё вдохновляет нас – от людей и их образа жизни до географического, расового и культурного многообразия нашей окружающей среды. Это слияние действительно то, что мы считаем современностью. У нас есть хорошая мебельная промышленность, но производители боятся рисковать, когда речь заходит о разработке новых проектов и предпочитают придерживаться классики.
Мы хотим достичь середины, но не знаем, какая она будет. Наш дизайн очень органичный, очень интенсивный и эмоциональный... Он дарит людям мечты. Люди устали от однообразной повседневности, поэтому наш стиль привносит в жизнь элементы юмора и иронии.
Работы братьев Кампана: