Жаппай сатылым
Темперная живопись – одна из самых древних техник письма.
Темперой называют краску, изготовленную на основе эмульсионного связующего и пигмента. Различают клеевую, яичную, желтковую, яично-масляную, поливинилацетатную, казеино-масляную, воско-масляную и другие виды темперы. Название получается от связующего, используемого для «затирания» сухого пигмента. История использования темперных красок насчитывает более 3500 лет. Знаменитые росписи саркофагов Египетских фараонов выполнены темперными красками. Западноевропейские мастера до появления масляных красок писали свои картины клеевой темперой. У нас же в этой технике издревле расписывали храмы, иконы писались, как правило, яичной темперой. У каждого мастера был свой секрет приготовления связующего. Вот один из них: десяток куриных яиц аккуратно разбивают на две части, затем отделяют желток от белка (используется только желток). В полученный состав в равных долях добавляют пиво (или квас) и воду.
Чтобы получить краску нужно сухой пигмент стереть со связующим. Для этого используется курант и плита. Они могут быть из твёрдых материалов, например порфира, но хороши также стеклянные доски и куранты. Для приготовления небольшого количества краски можно использовать керамические пестик и ступку. Приготовленные таким образом краски хранятся не долго, поэтому нужно делать только необходимое количество.
Сейчас в продаже имеются уже готовые темперные краски. Они продаются в тубах, как масляные, и хранятся долго. Это, например, темпера ПВА и воско-масляная темпера.
Для создания картины темперными красками, как и для других техник, нужно определиться с основой. Темперой можно писать практически на любой поверхности. Кисти лучше использовать мягкие, эластичные: колонковые и беличьи. По форме подойдут и плоские и круглые. Темперные краски выдавливаются на палитру, лучше использовать пластиковые палитры – их легче очищать. Выдавленные краски быстро засыхают, поэтому используйте небольшое количество. Для покрытия оконченной картины лаком лучше использовать синтетический лак (например, акриловый).
А теперь, самое важное! Если вы решили написать картину темперными красками, вы должны помнить, что при высыхании они меняют свой цвет – темнеют или светлеют. Если такую картину покрыть лаком, то сочетание цветов произведения может измениться до неузнаваемости. Чтобы уберечь себя от таких неожиданностей, можно сделать себе «подсказку»: на листе бумаги сделать цветовую выкраску и подождать, пока высохнет. Эту выкраску можно покрыть лаком, и вы будете знать конечный результат. Каждая готовая темпера имеет свои особенности. Например, темпера ПВА проста в употреблении, но боится прямых солнечных лучей, казеино-масляная со временем растрескивается.
Уникальна воско-масляная темпера. При разбавлении её водой можно работать как акварелью. При этом краски обладают высокими лессировочными свойствами и позволяют достигать выразительных цветовых эффектов. Так же эта разновидность темперы разбавляется пиненом, скипидаром или уайт-спиритом, жирными растительными маслами, хорошо смешивается с масляными красками. В работе можно пользоваться всеми видами кистей: от самых чувствительных – тонких беличьих и колонковых – до грубых щетинных. Основной недостаток воско-масляной темперы – длительное высыхание.
Темперные краски хорошо подойдут для выполнения декоративных работ – выполнения орнаментальных композиций или росписи домашней утвари и интерьера. Так что, возьмите краски и кисти, и сделайте этот мир прекрасней!
Удачи в творчестве!
_____
(с) Ольга Круподерова