Жаппай сатылым
Художественная кисть, это инструмент для нанесения краски на бумагу, холст, стекло или другую основу. И как любой инструмент, кисть требует к себе должного внимания. Эта дама весьма преклонного возраста и сегодня выглядит так же, как много веков назад, когда её держали в руках Рублёв, Рафаэль, Рембрандт, Репин и многие другие художники.
Несмотря на простоту конструкции этот инструмент совершенен. Кисть состоит из пучка волос, который крепится к деревянной или пластмассовой ручке при помощи металлической обоймы (капсюля). Ручки кистей гладко полируются, капсюли для них применяют из латуни или жести, никелированные.
Натуральный или синтетический волос, собран в пучок определенной формы и размера. Обойма обеспечивает сохранность пучка, а так же служит для соединения пучка с ручкой и придания ему формы.
Кисти различаются между собой по трём критериям: по форме, размеру (номеру) и материалу, из которого сделан волосяной пучок. По форме — круглые, плоские, остроконечные, тупоконечные, длинные и короткие, с большим или меньшим выпуском щетины или волоса. Выпуском в данном случае называется длина видимой части волосяного пучка. По мере уменьшения выпуска волосяного пучка жесткость кистей повышается. Плоские кисти, в отличие от круглых, более эластичны, дают возможность получать более определенную плоскую форму мазка, поэтому они удобны для изображения травы, земли, листьев, архитектурных деталей и всего того, что требует точных очертаний.
Художественные кисти выпускаются различных номеров: от 1 до 24, причём, чем выше номер, тем больше (толще) размер кисти.
Выбор кисти зависит от предпочтений, опыта художника. Первоначально необходимо определить, в какой технике Вы собираетесь работать и, исходя из этого, следовать рекомендациям по выбору кисти для данного типа красок.
После того, как Вы определились с номером и материалом кисти, следует проверить, насколько надёжно обойма соединяет волосяной пучок и ручку. В том случае, если она болтается или соскальзывает, работа этой кистью будет проблематична, так как будет происходить потеря волос.
При выборе, следует согнуть волосяной пучок кисти, провести им по ладони и посмотреть, как быстро волос восстанавливает исходную форму, не растрепался ли он. Упругость и эластичность волоса один из самых важных критериев выбора.
Качество кончика кисти проверяется путём смачивания, как для кистей большого размера, так и для более тонких. Кроме этого, тонкую кисть следует намочить и попробовать нарисовать без отрыва от листа арабскую цифру восемь. В том случае, если линия чёткая, без разбрызгиваний и размазанных краёв, кисть надлежащего качества. Обратите внимание на качество отдельных волосков в пучке, важно, что бы они имели естественные кончики, а не остриженные.
Так же следует учесть, что размеры кистей разных фирм-производителей несколько различаются между собой. В связи с этим, внимательно выбирайте номер кисти и при возможности сравнивайте их между собой «на глазок».
Следите за своим кистями и храните их чистыми. Гораздо проще отмыть кисть сразу, нежели потом отскребать её от краски или вымачивать в растворителе, укорачивая тем самым срок её службы. После окончания работы, кисти следует тщательно очищать от краски и ставить в ёмкость для хранения кистей волосяным пучком вверх. Ёмкостью может служить любая приглянувшаяся Вам глиняная кринка, деревянная вазочка, стакан или просто стеклянная банка. Ни в коем случае не замачивайте кисти и не оставляйте их в жидкости, в результате этого происходит распад клея, скрепляющего пучок волос и кисть начинает линять.
После работы с акварелью и гуашью, кисти достаточно промыть в чуть тёплой воде с мылом. Масляную или акриловую краску сначала необходимо тщательно стереть с кисти при помощи кусочка ткани, после этого кисти моются разбавителем № 2 и тёплым мыльным раствором. Всегда придавайте кисти первоначальную форму и тщательно сушите.
_____
(с) Анна Роменская